Фрагмент для ознакомления
2
При определенной скорости движения положительным является увеличение отношения шага к темпу. Так, например, если пловец плывет со скоростью 1,6 м/с при темпе 40 циклов/мин с шагом, равным 2 м, то отношение будет равно 2/40 = 0,05. С ростом мастерства или улучшением спортивной формы это отношение будет увеличиваться.
Динамические характеристики движений
Динамические характеристики раскрывают движение материальных тел в зависимости от действующих на них сил. Любое тело, движущееся в воде, испытывает действие движущих сил и сил гидродинамического сопротивления. При горизонтальном расположении тела равнодействующая движущих сил и сил гидродинамического сопротивления располагаются на одной горизонтальной линии. При плавании спортивными способами положение тела по отношению к горизонтали меняется. Угол между продольной осью тела и поверхностью воды называется углом атаки. Он положительный, если плечи выше таза, и отрицательный, если плечи ниже таза. В первом случае возникает дополнительная подъемная гидродинамическая сила, во втором — топящая сила.
Гребковые гидродинамические силы возникают в результате выполнения гребковых движений — главным образом конечностями. Перемещаясь в воде, конечности встречают сопротивление воды. Это сопротивление зависит от скорости их перемещения относительно тела пловца, коэффициента обтекаемости гребущей поверхности и ее миделевого сечения. Чем больше эти показатели, тем больше величина сопротивления воды и как результат этого величина гребковой силы F.
Например, при плавании дельфином общая сила сопротивления воды гребущей поверхности рук может достигать 20 — 25 кг. При всех способах плавания силы сопротивления увеличиваются от плеча к ладони.
В плавании наибольший интерес представляют составляющие гребковой силы в вертикальном и горизонтальном направлениях. Например, если имеются кинограммы, видеограммы или циклограммы техники плавания, отснятые в вертикальной плоскости, можно определить соотношение усилий, развиваемых пловцом, в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Для этого (см. рис. 1.3) рисуют вектор равнодействующей гребка Fгр (гребковая), располагая ее в основании ладони перпендикулярно к ее поверхности, а затем из точки, где начинается этот вектор, проводятся горизонтальная и вертикальная линии в сторону вектора. Затем, пользуясь правилом параллелограмма, от конца вектора проводят линии параллельно горизонтали и вертикали. Пересечения этих линий с горизонталью и вертикалью определяют величины горизонтальной и вертикальной составляющих.
На рис. 1.3. видно, что в начале гребка вертикальная составляющая Гпод (подъемная) намного больше, чем горизонтальная составляющая Fдв (движущая). Поэтому можно заключить, что в этой части гребка пловец тратит усилие на подъем тела больше, чем на продвижение вперед. В средней части гребка гребковая сила совпадает с направлением горизонтальной составляющей, и поэтому вертикальная составляющая отсутствует, что указывает на то, что пловец в этой части гребка все усилия тратит на продвижение вперед. В конце гребка, когда ладонь направлена назад и вверх, вертикальная составляющая меняет направление, и, соответственно, меняется и ее эффект. Вертикальная составляющая из подъемной превращается в топящую силу «Fтоп (топящая)».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Спортивная анатомия: учебное пособие / Л.В. Капилевич, К.В. Давлетьярова – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 98 с.
2. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник для институтов физической культуры. - Изд.6-е / Под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, В.Ф. Судзиловского. – М.:Терра-Спорт, 2003.
3. Динамическая анатомия. Метод.пособие /М.М.Королькова, Красноярский педуниверситет, 2002.-48 с
4. Анатомия человека. Учеб. для мед. ин-тов / Под ред. М.Р.Сани¬на. Т.1, 2. М.: Медицина, 1993.
5. Смирнов В.М, Дубровский В.И. Физиология физической культуры и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений, - Владос Пресс, 2002. - 370с
6. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.
7. Учебно-методический комплекс по курсу Анатомия для студентов 1 курса факультета физического воспитания / сост. С.В. Панько, И.Г. Роменко [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (1,42 МБ, 13,3 п.л.). – Брест, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», 2022. – Диск CD-R